Черчение и МХК

Сайт учителя ИЗО, МХК, черчения
МОУ СОШ № 7
ШИШКИНОЙ ЕЛЕНЫ ВАЛЕНТИНОВНЫ.
Надеюсь, что информация этого блога поможет лучше разобраться в материалах уроков по МХК
и элективному курсу "Черчения", т.к. эти предметы расчитаны только на 1час в неделю,
а этого времени явно не хватает на хорошее усвоение материала.
Заранее благодарна, что вы зашли на мой блог !

Культура Древнего Египта

Культура Древнего Египта

 

                                               План

1.      Протест  против  смерти  -  важнейшая  черта культуры  Древнего  Египта

2.  Пирамиды - памятники бессмертию фараонов

3.  Загадки  иероглифов

4.  Памятники  культуры

    Протест  против  смерти  -  важнейшая  черта культуры  Древнего  Египта

 Наиболее  известна  из  древнейших  цивилизаций  цивилизация  Древнего  Египта.  Она  зародилась  во  второй  половине  IV тыс.  до  н.э.  и  завершила  свое  развитие  с  падением  египетского  государства  в  конце  VI  в. до н.э.,  когда  оно  было  включено  в  состав  Персидской  державы.

      Древний Египет — первое государство на Земле, первая великая могущественная держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство. Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинен  правящему классу. Основными принципами, на которых строилась верховная власть Египта, были ее незыблемость и непости­жимость.   Древний  Египет,  как  никакая  другая  цивилизация  древности,  создает  впечатление  вечности  и  редкой  целостности.  Географическое  положение  страны,  отдаленность  от  Европы, узкая  плодородная  долина  реки  Нил,  теснимая  с  запада  и  востока  песками  пустынь,  ограничивало  мир  древних  египтян.  Их  цивилизация  тысячелетиями  существовала  и  развивалась  по  своим  законам,  редко  подвергаясь  внешним  вторжениям,  которые  выпали  на  долю  других  стран  и  народов.

       Важнейшая черта культуры Древнего Египта — протест против  смерти, которую египтяне считали "ненормальностью". Страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян, пронизы­вало всю религиозную мысль Египта, сформировало древнеегипетскую культуру.  Стрем­ление к бессмертию явилось основой для возникновения "заупокойного культа", который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древ­него Египта — и не только религиозной и культурной, но и политичес­кой, экономической, военной. Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, согласно которому смерть не означала конец: прекрасная жизнь на земле могла быть продлена вечно, умершего могло ждать воскрешение. Для этого одной из бес­смертных душ усопшего необходимо было вновь соединиться со своим телом. Поэтому живым надо позаботиться о том, чтобы тело умершего было сохранено.  Средством для этого было бальзамирование. Забота о сохранении тела умершего привела к возникновению искусства изготовления мумий. Для того чтобы продлить жизнь после смерти, важно также было позаботиться о строительстве специальной усыпаль­ницы для тела. Египтяне полагали, что вечной, но хрупкой душе удобнее всего вернуться в свое прежнее и отныне тоже вечное тело внутри мощной и защищенной от света и посторонних взглядов усыпальнице — пирамиде.

 

                                   Пирамиды - памятники бессмертию фараонов

 

    Пирамиды строились для фараонов (так называли в Египте царей) и знати, хотя по вероучению египетских жрецов всякий человек, а не только царь или вельможа, обладал вечной жизненной силой — "ка", т.е. бессмертием, при условии, что будет полностью соблюден ритуал погребения. Однако тела бедняков не бальзамировались — это было слишком дорого, а просто заворачивались в циновки и сваливались в рвы на окраинах кладбищ. Пирамиды, таким образом, свидетельствова­ли о чрезвычайно сильном неравенстве людей в древнеегипетском обществе.

В 3 — 2 тыс. до н.э. и пирамиды, и храмы — постройки для богов — строились из камня. Строительство пирамид было разорительным для экономики государства, истощало казну, требовало колоссального на­пряжения сил и многочисленных жертв со стороны народа. Можно предпо­ложить, что если бы египтяне с таким упорством и самоотверженностью строили дороги, а не пирамиды, Египет развивался бы более динамично.

Самая ранняя из египетских пирамид — пирамида фараона Джосера, воздвигнутая около 5 тыс. лет назад. 

 

  

Однако самая знаменитая и самая значительная по размерам — пирамида Хеопса. Известно, что строили ее более 20 лет сотни тысяч людей. Размеры ее таковы, что внутри может свободно поместиться любой европейский собор: высота 147 м (сейчас 137 м), площадь — около 55000 м2. Пирамида Хеопса сложена из гигантских известняковых камней, а каждая каменная глыба весит 2 — 3 тонны. Ученые подсчи­тали, что на строительство этой пирамиды пошло 2 300 000 таких камней. Удивительно строительное искусство древних мастеров: камни . пирамиды до сих пор так плотно пригнаны друг к другу, что между ними невозможно даже просунуть иглу. Снаружи пирамида Хеопса облицо­вана прекрасно отполированными известняковыми плитами.

Древнейшие египетские пирамиды считались одним из семи "чудес света". Позднее, во 2 тыс. до н.э,. пирамиды стали строить из кирпича, а не из камня — это было чуть менее  разорительно.

К началу 1 тыс. до н.э. строительство пирамид было прекращено. Для усыпальниц фараонов стали отводиться глубокие и тщательно скрытые от чужих глаз тайники. Однако и эти тайники грабили так же часто, как и пирамиды. Усыпальницы фараонов грабились во все периоды древнеегипетской истории.

 

  

                                                   Загадки  иероглифов

 

Изобразительное и монументальное искусство несет на себе печать египетской культуры в целом. Перед храмами и дворцами египтяне воздвигали высокие тонкие обелиски, покрытые иероглифами. Иероглифы — рисуночное символическое письмо — были важнейшей составной частью культуры Древнего Египта.   Иероглифы  -  это  рисунки-значки,  каждый  из  которых  соответствовал  слову  или  понятию.  Иероглифов  насчитывалось  около  700. Иероглифические  надписи  включали  в  росписи  и  рельефы.   Материал,  на  котором  писали,  изготовляли  из  папируса  -  тропического  водного  растения,  похожего  на  тростник.  Листы  папируса  соединяли  в  свитки  длиной  до  сорока  метров.   На  них  писали  справа  налево  тонкой  тростниковой  палочкой.   Красной  краской  начинали  новый  абзац(отсюда  и  произошло  выражение  «красная  строка».  Расшифровать  древнеегипетскую  письменность,  долгое  время  хранившую  свои  тайны,  удалось  только  в  1822  г.  Характерно, что в дальнейшем древнеегипетское иероглифическое письмо превратилось в слоговое (чего не произошло с китайской иероглифической письменностью).

 

                                    Памятники   культуры  Древнего  Египта

 

 

Перед заупокойными храмами воздвигали сфинксов: каменное изо­бражение существа с головой человека и телом льва. Голова сфинкса изображала фараона. Сфинкс олицетворял мудрость, загадочность и силу египетского правителя. Самый большой сфинкс выполнен в первой половине III тыс. до н.э., он до сих пор стережет пирамиду Хефрена. Сфинкс высечен из цельной скалы: его голова в 30 раз больше челове ческой, а длина тела 57 м

Другие замечательные и широко известные во всем мире памятники древнеегипетского искусства — это статуя фараона Аменемхета III (правил ок. 1849 — 1801 гг. до н.э.), стелла вельможи Хунена, голова фараона Сенусерта III.

Шедевром древнеегипетского изобразительного искусства периода П тыс. до н.э. искусствоведы считают выполненный на крышке ларца рельеф, изображающий фараона Тутанхамона с его юной женой в саду.

Подтверждением высокой культуры Египта I тыс. до н.э. является известный скульптурный портрет жены Аменхотепа IV Нефертити — одно из самых прелестных женских изображений в истории человечества.

                    

В  течение  нескольких  веков  строились  и  достраивались  знаменитые  храмы  Амона  в  Карнаке  и  Луксоре  в  восточной  части  Фив(бывшей  столице  Египта).  Если  древняя  пирамида  уподоблялась  горе,  то  эти  храмы  напоминали  дремучий  лес,  где  можно  затеряться.От  Луксора  в  Карнаке  вела  длинная,  почти  в  два  километра,  прямая  дорога  -  Аллея  сфинксов.  Храмы  были  грандиозными.  Из  открытого  двора,  окруженного  коллонадой,  путь  вел  в  колонный  зал.  В  колонном  зале  было  134  колонны  высотой  свыше  20 м  и  диаметром  -  около  5 м.Потолок  расписан  изображением  золотых  звезд  на  темно-синем  фоне.  В  храмах  помещалось  множество  статуй,  стены  покрыты  иероглифическими  надписями.    Из  других  наиболее  известных  храмов  известен  поминальный  храм  единственной  в  истории  Египта  женщины-фараона  Хатшепсут.

Показательно, что хотя на протяжении более чем трех тысячелетий египетское государство и претерпевает некоторые изменения, установленный в нем канон остается незыблемым. Изобразительному искусству Древнего Египта всегда были присущи сугубо плоскостное изображение фигур, каноническая условность в передаче туловища и ног, геометрическая декоративность с симметричным распределением узора, строгая линейность композиции. Все фигуры статичны, невозмутимы, их позы условны, как условна и раскраска: тело мужчины традиционно изображалось красно-коричневым, тело женщины — желто-розовым, волосы у всех были черные, одежды — белые.

       Такая же условность и постоянство характерны и для других пластических культур. Статуи и статуэтки имели культовое назначение. 

       Характерными  чертами  культуры  Египта было утверждение силы, желание ее сохранить и приумножить, жажда бессмертия. Искусство имело застывший характер, оно подавляло своей монументальностью.

Самые ранние памятники художественной литературы, сохранившиеся до нашего времени, относятся ко II тыс. до н.э. Вероятно, существовали и более древние, но они не сохранились. Художественная литература представлена различными жанрами — это поучения царей и мудрецов своим сыновьям, множество сказок о чудесах и чародеях, повести. Одно из самых отвлеченных, абстрактных сочинений древнеегипетской литературы — "Беседа ра­зочарованного со своей душой". Человек, разуверившись в смысле жизни, начинает искать смерти. Душа, однако, пытается отговорить его от самоубийства, уверяет в тщетности надежд на загробную жизнь, советует сполна насладиться земным бытием.

 

Определенных успехов добилась наука Древнего Египта. Активно развивалась астрономия. Египетские астрономы высказывали предположение о том, что созвездия находятся на небе и днем, но делаются невидимыми в свете солнца. Значительными, судя по специализации врачей, были успехи медицины: различались врачи "утробные", глазные, зубные и пр. Была установлена роль мозга в человеческом организме.

Развивалась математика: в конце XXI — начале XIX вв. до н.э. была вычислена поверхность шара. Изобретены древнейшие в человеческой истории часы — водяные и маленькие нашейные солнечные часики.

В VI в. до н.э. Египет был завоеван персами, владычество которых продолжалось до 405 г. до н.э. Период самостоятельности египетского государства оказался недолгим: уже в 332 г. до н.э. македоняне подчинили его своей власти и основали город Александрию — в честь Александра Македонского (356—323 до н.э.). Египетское жречество приветствовало нового завоевателя: он был объявлен сыном бога. Власть Александра, таким образом, была облечена в традиционные для Египта формы.

 А город Александрия очень быстро стал культурным центром греко-восточного мира, в Египте распространилась эллинистическая культура. В гавани Александрии заходили сотни кораблей со всех концов эллинистического мира прибывали иностранные посольства. Город, построенный архитектором Дейнократом, имел длинные прямые улицы, театр, библиотеку, множество храмов, парков, садов, бань. Здесь жили и работали выдающиеся ученые, поэты, художники, архитекторы того времени. В городе был  построен знаменитый Александрийский маяк — одно из семи "чудес света", высотой более 100 м.

 

     Выводы.   Египетское  искусство  с  характерной  для  него  монументальной  архитектурой  и  статичной  скульптурой  стало  образцом  для  культуры  Древней  Греции.  Египетская  культура  оказала  влияние  и  на  древних  римлян.  Культ  египетской  богини  Исиды  получил  широкое  распространение  в  Риме.  С  берегов  Нила  в  Рим  перевозились  гигантские  обелиски,  один  из  них  стоит  и  сейчас  перед  собором  святого  Петра.  Египетский  скульптурный  портрет,  пейзажная  живопись,  обелиски  и  другие  элементы  архитектуры,  львы  и  сфинксы  были  восприняты  античным  искусством,  а  через  него  и  европейским.

 


Центральное и параллельное проецирование проецирование

Центральное проецирование.

Центральное проецирование - наиболее общий случай получения проекций геометрических фигур. Сущность его состоит в следующем:

 (Читать дальше...)


Администрация сайта не несёт ответственности за размещаемый пользователями контент.