Культура Древнего Египта
Культура Древнего Египта
План
1. Протест против смерти - важнейшая черта культуры Древнего Египта
2. Пирамиды - памятники бессмертию фараонов
3. Загадки иероглифов
4. Памятники культуры
Протест против смерти - важнейшая черта культуры Древнего Египта
Наиболее известна из древнейших цивилизаций цивилизация Древнего Египта. Она зародилась во второй половине IV тыс. до н.э. и завершила свое развитие с падением египетского государства в конце VI в. до н.э., когда оно было включено в состав Персидской державы.
Древний Египет — первое государство на Земле, первая великая могущественная держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство. Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинен правящему классу. Основными принципами, на которых строилась верховная власть Египта, были ее незыблемость и непостижимость. Древний Египет, как никакая другая цивилизация древности, создает впечатление вечности и редкой целостности. Географическое положение страны, отдаленность от Европы, узкая плодородная долина реки Нил, теснимая с запада и востока песками пустынь, ограничивало мир древних египтян. Их цивилизация тысячелетиями существовала и развивалась по своим законам, редко подвергаясь внешним вторжениям, которые выпали на долю других стран и народов.
Важнейшая черта культуры Древнего Египта — протест против смерти, которую египтяне считали "ненормальностью". Страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян, пронизывало всю религиозную мысль Египта, сформировало древнеегипетскую культуру. Стремление к бессмертию явилось основой для возникновения "заупокойного культа", который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта — и не только религиозной и культурной, но и политической, экономической, военной. Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, согласно которому смерть не означала конец: прекрасная жизнь на земле могла быть продлена вечно, умершего могло ждать воскрешение. Для этого одной из бессмертных душ усопшего необходимо было вновь соединиться со своим телом. Поэтому живым надо позаботиться о том, чтобы тело умершего было сохранено. Средством для этого было бальзамирование. Забота о сохранении тела умершего привела к возникновению искусства изготовления мумий. Для того чтобы продлить жизнь после смерти, важно также было позаботиться о строительстве специальной усыпальницы для тела. Египтяне полагали, что вечной, но хрупкой душе удобнее всего вернуться в свое прежнее и отныне тоже вечное тело внутри мощной и защищенной от света и посторонних взглядов усыпальнице — пирамиде.
Пирамиды - памятники бессмертию фараонов
Пирамиды строились для фараонов (так называли в Египте царей) и знати, хотя по вероучению египетских жрецов всякий человек, а не только царь или вельможа, обладал вечной жизненной силой — "ка", т.е. бессмертием, при условии, что будет полностью соблюден ритуал погребения. Однако тела бедняков не бальзамировались — это было слишком дорого, а просто заворачивались в циновки и сваливались в рвы на окраинах кладбищ. Пирамиды, таким образом, свидетельствовали о чрезвычайно сильном неравенстве людей в древнеегипетском обществе.
В 3 — 2 тыс. до н.э. и пирамиды, и храмы — постройки для богов — строились из камня. Строительство пирамид было разорительным для экономики государства, истощало казну, требовало колоссального напряжения сил и многочисленных жертв со стороны народа. Можно предположить, что если бы египтяне с таким упорством и самоотверженностью строили дороги, а не пирамиды, Египет развивался бы более динамично.
Самая ранняя из египетских пирамид — пирамида фараона Джосера, воздвигнутая около 5 тыс. лет назад.
Однако самая знаменитая и самая значительная по размерам — пирамида Хеопса. Известно, что строили ее более 20 лет сотни тысяч людей. Размеры ее таковы, что внутри может свободно поместиться любой европейский собор: высота 147 м (сейчас 137 м), площадь — около 55000 м2. Пирамида Хеопса сложена из гигантских известняковых камней, а каждая каменная глыба весит 2 — 3 тонны. Ученые подсчитали, что на строительство этой пирамиды пошло 2 300 000 таких камней. Удивительно строительное искусство древних мастеров: камни . пирамиды до сих пор так плотно пригнаны друг к другу, что между ними невозможно даже просунуть иглу. Снаружи пирамида Хеопса облицована прекрасно отполированными известняковыми плитами.
Древнейшие египетские пирамиды считались одним из семи "чудес света". Позднее, во 2 тыс. до н.э,. пирамиды стали строить из кирпича, а не из камня — это было чуть менее разорительно.
К началу 1 тыс. до н.э. строительство пирамид было прекращено. Для усыпальниц фараонов стали отводиться глубокие и тщательно скрытые от чужих глаз тайники. Однако и эти тайники грабили так же часто, как и пирамиды. Усыпальницы фараонов грабились во все периоды древнеегипетской истории.
Загадки иероглифов
Изобразительное и монументальное искусство несет на себе печать египетской культуры в целом. Перед храмами и дворцами египтяне воздвигали высокие тонкие обелиски, покрытые иероглифами. Иероглифы — рисуночное символическое письмо — были важнейшей составной частью культуры Древнего Египта. Иероглифы - это рисунки-значки, каждый из которых соответствовал слову или понятию. Иероглифов насчитывалось около 700. Иероглифические надписи включали в росписи и рельефы. Материал, на котором писали, изготовляли из папируса - тропического водного растения, похожего на тростник. Листы папируса соединяли в свитки длиной до сорока метров. На них писали справа налево тонкой тростниковой палочкой. Красной краской начинали новый абзац(отсюда и произошло выражение «красная строка». Расшифровать древнеегипетскую письменность, долгое время хранившую свои тайны, удалось только в 1822 г. Характерно, что в дальнейшем древнеегипетское иероглифическое письмо превратилось в слоговое (чего не произошло с китайской иероглифической письменностью).
Памятники культуры Древнего Египта
Перед заупокойными храмами воздвигали сфинксов: каменное изображение существа с головой человека и телом льва. Голова сфинкса изображала фараона. Сфинкс олицетворял мудрость, загадочность и силу египетского правителя. Самый большой сфинкс выполнен в первой половине III тыс. до н.э., он до сих пор стережет пирамиду Хефрена. Сфинкс высечен из цельной скалы: его голова в 30 раз больше челове ческой, а длина тела 57 м
Другие замечательные и широко известные во всем мире памятники древнеегипетского искусства — это статуя фараона Аменемхета III (правил ок. 1849 — 1801 гг. до н.э.), стелла вельможи Хунена, голова фараона Сенусерта III.
Шедевром древнеегипетского изобразительного искусства периода П тыс. до н.э. искусствоведы считают выполненный на крышке ларца рельеф, изображающий фараона Тутанхамона с его юной женой в саду.
Подтверждением высокой культуры Египта I тыс. до н.э. является известный скульптурный портрет жены Аменхотепа IV Нефертити — одно из самых прелестных женских изображений в истории человечества.
В течение нескольких веков строились и достраивались знаменитые храмы Амона в Карнаке и Луксоре в восточной части Фив(бывшей столице Египта). Если древняя пирамида уподоблялась горе, то эти храмы напоминали дремучий лес, где можно затеряться.От Луксора в Карнаке вела длинная, почти в два километра, прямая дорога - Аллея сфинксов. Храмы были грандиозными. Из открытого двора, окруженного коллонадой, путь вел в колонный зал. В колонном зале было 134 колонны высотой свыше 20 м и диаметром - около 5 м.Потолок расписан изображением золотых звезд на темно-синем фоне. В храмах помещалось множество статуй, стены покрыты иероглифическими надписями. Из других наиболее известных храмов известен поминальный храм единственной в истории Египта женщины-фараона Хатшепсут.
Показательно, что хотя на протяжении более чем трех тысячелетий египетское государство и претерпевает некоторые изменения, установленный в нем канон остается незыблемым. Изобразительному искусству Древнего Египта всегда были присущи сугубо плоскостное изображение фигур, каноническая условность в передаче туловища и ног, геометрическая декоративность с симметричным распределением узора, строгая линейность композиции. Все фигуры статичны, невозмутимы, их позы условны, как условна и раскраска: тело мужчины традиционно изображалось красно-коричневым, тело женщины — желто-розовым, волосы у всех были черные, одежды — белые.
Такая же условность и постоянство характерны и для других пластических культур. Статуи и статуэтки имели культовое назначение.
Характерными чертами культуры Египта было утверждение силы, желание ее сохранить и приумножить, жажда бессмертия. Искусство имело застывший характер, оно подавляло своей монументальностью.
Самые ранние памятники художественной литературы, сохранившиеся до нашего времени, относятся ко II тыс. до н.э. Вероятно, существовали и более древние, но они не сохранились. Художественная литература представлена различными жанрами — это поучения царей и мудрецов своим сыновьям, множество сказок о чудесах и чародеях, повести. Одно из самых отвлеченных, абстрактных сочинений древнеегипетской литературы — "Беседа разочарованного со своей душой". Человек, разуверившись в смысле жизни, начинает искать смерти. Душа, однако, пытается отговорить его от самоубийства, уверяет в тщетности надежд на загробную жизнь, советует сполна насладиться земным бытием.
Определенных успехов добилась наука Древнего Египта. Активно развивалась астрономия. Египетские астрономы высказывали предположение о том, что созвездия находятся на небе и днем, но делаются невидимыми в свете солнца. Значительными, судя по специализации врачей, были успехи медицины: различались врачи "утробные", глазные, зубные и пр. Была установлена роль мозга в человеческом организме.
Развивалась математика: в конце XXI — начале XIX вв. до н.э. была вычислена поверхность шара. Изобретены древнейшие в человеческой истории часы — водяные и маленькие нашейные солнечные часики.
В VI в. до н.э. Египет был завоеван персами, владычество которых продолжалось до 405 г. до н.э. Период самостоятельности египетского государства оказался недолгим: уже в 332 г. до н.э. македоняне подчинили его своей власти и основали город Александрию — в честь Александра Македонского (356—323 до н.э.). Египетское жречество приветствовало нового завоевателя: он был объявлен сыном бога. Власть Александра, таким образом, была облечена в традиционные для Египта формы.
А город Александрия очень быстро стал культурным центром греко-восточного мира, в Египте распространилась эллинистическая культура. В гавани Александрии заходили сотни кораблей со всех концов эллинистического мира прибывали иностранные посольства. Город, построенный архитектором Дейнократом, имел длинные прямые улицы, театр, библиотеку, множество храмов, парков, садов, бань. Здесь жили и работали выдающиеся ученые, поэты, художники, архитекторы того времени. В городе был построен знаменитый Александрийский маяк — одно из семи "чудес света", высотой более 100 м.
Выводы. Египетское искусство с характерной для него монументальной архитектурой и статичной скульптурой стало образцом для культуры Древней Греции. Египетская культура оказала влияние и на древних римлян. Культ египетской богини Исиды получил широкое распространение в Риме. С берегов Нила в Рим перевозились гигантские обелиски, один из них стоит и сейчас перед собором святого Петра. Египетский скульптурный портрет, пейзажная живопись, обелиски и другие элементы архитектуры, львы и сфинксы были восприняты античным искусством, а через него и европейским.