Культура Древней Греции
Культура Древней Греции
План
1. Характерные особенности культуры. Стремление к физическому и духовному совершенству
2. «Илиада» и «Одиссея» Гомера
3. Мифы
4. Олимпийские игры
5. Греческий театр
6. Архитектура
7. Скульптура
8. Философия
Характерные особенности культуры
Античная цивилизация(I тыс. до н.э. - V в. н.э.) вписала золотые страницы в историю мировой культуры. На культурных достижениях античной культуры основана вся европейская культура, в т.ч. и русская. К античности восходят современные литературные жанры, философские системы, принципы архитектуры и скульптуры, основы театра, астрономии, математики, естествознания. Древнегреческие мифы знает весь мир. В основе русского алфавита лежит греческий. Многие современные мужские и женские имена пришли к нам из Греции.
Для всех видов древнегреческого искусства характерны размеренность, симметрия, гармоничность. Искусство стало носить светский характер, раньше ориентировалась на власть царя, а теперь на обыкновенного человека. Развитие культуры Древней Греции делится на несколько периодов: гомеровский, архаический, классический, эллинистический.
Искусство Древней Греции выросло из крито-микенских корней. На греческое искусство оказала сильное влияние египетская и ближневосточная культура. Элементы чужих культур были творчески переработаны и органично вошли в греческую культуру.
Вся территория Древней Греции делилась на города-государства (полисы). Наиболее крупными полисами были Афины, Спарта, Коринф, Аргос, Фивы. Все граждане полиса-государства обладали определенными правами и обязанностями. Полисный строй воспитал у греков особое мировоззрение. В Греции ценили человека не по его происхождению, а по его реальным способностям и возможностям. Активное взаимодействие греков с другими народами еще в архаическую эпоху пробудило в них сознание единства, появляются понятия «эллины», «Эллада».
«Илиада» и «Одиссея» Гомера
Очень хорошо написал Гомер о культуре Древней Греции в своих произведениях «Илиада» и «Одиссея», поэтому один из периодов развития культуры Греции называется Гомеровским.
Для древнегреческой литературы был характерен эпос. Эпос – повествование о знаменитых событиях в жизни страны. Эпические произведения исполняли певцы, или рапсоды, музыкальный инструмент назывался кифара. От слова кифара произошло название ряда струнных инструментов, в том числе и гитары.
Создателем эпических поэм был древнегреческий поэт Гомер. В основе поэм Гомера лежит 10-летняя война греков с троянцами. В основе поэмы «Илиада» - рассказ о взятии Трои, а поэма «Одиссея» - о странствиях царя Одиссея с острова Итака. Поэмы написаны о событиях особым стихотворным языком гекзаметром, характерны частые повторы, повествование ведется неторопливо, встречаются постоянные эпитеты.
Гомер описывает, как город Троя (современная территория Турции) был разрушен греками. Причиной войны стала красавица Елена из Спарты. Она была так прекрасна, что все греческие цари хотели взять её в жены. Елена же вышла замуж за Менелая, брата царя Агамемнона из Микен. По совету Одиссея, все поклонники Елены поклялись поддержать её выбор и помочь Менелаю, если кто-либо попытается завладеть Еленой. Но богиня любви Афродита обещала Елену Парису - сыну троянского царя. Она заставила Елену влюбиться в него, и влюбленные бежали в Трою. Агамемнона привело в ярость унижение брата. Он организовал большой военный поход на Трою, чтобы вернуть Елену. Десять лет греки осаждали город. Герои с обеих сторон показывали чудеса храбрости. Наконец, Одиссей, царь Итаки, придумал хитрость (деревянного коня), с помощью которой и была взята Троя. Сам Одиссей после окончания войны еще долго не мог вернуться домой, где много лет его ждала верная жена Пенелопа.
Мифы
В сознании древних жителей Греции все силы и явления природы олицетворялись могущественными, бессмертными существами - богами, которых они представляли в виде идеальных людей, обладавших всеми чувствами. Свойственными человеку (радость, печаль, гнев, зависть, ненависть и т. д. )
Древнегреческие мифы частично содержат повествование о деяниях божеств, частично же посвящены описанию подвигов и приключений героев - людей, одаренных сверхъестественной мощью, силой, ловкостью и смелостью, считавшихся детьми различных богов и богинь. Эти древние сказания и легенды были позднее заимствованы римлянами. В новое время они получили общее название - древнегреческие мифы.
Сначала был Хаос, из которого появились земля (Гея) и подземный мир (Тартар), небо (Уран) было порождено Геей.
Вторым поколение богов были дети Геи и Урана -ТИТАНЫ. Уран, боясь, что дети отнимут у него власть, заключил титанов в глубокую пропасть под землю. Но им удалось вырваться и свергнуть отца и, один из них, КРОНОС (время), воцарился над миром. Его сместил младший сын Зевс.
По преданию, Зевс и окружающие его боги жили на горе Олимп, и греки называли их олимпийцами. ЗЕВС – громовержец стал верховным богом, его жена ГЕРА – владычица неба.
Своему брату Посейдону Зевс предоставил во владение море, а другому брату Аиду – подземное царство.
Богом света и поэзии стал Аполлон, его сопровождали девять муз – покровителей искусств и наук.
Афродита была богиней красоты ( появилась из морской пены )
Гефест - бог огня и кузнечного ремесла
Афина-богиня мудрости, покровительница городов (появилась из головы Зевса)
Каждая отрасль хозяйственной деятельности имела своего бога-покровителя.
Деметра - богиня земледелия.
Дионис - бог виноделия.
Гермес - бог торговли.
Греки считали своих богов всесильными, похожими на людей, только боги, в отличие от людей, бессмертны. Над миром царила неизбежная судьба, распоряжавшаяся участью людей.
Кроме мифов о богах, у греков были версии о происхождении людей, мифы о греках, о подвигах Геракла, о троянской войне.
Подвиги Геракла
1. Немейский лев
2. Лернейская гидра
3. Стимфалийские птицы
4. Керинейская лань
5. Эриманфскиий кабан и битва с кентаврами
6. Скотный двор царя Авгия
7. Критский бык
8. Кони Диомеда
9. Пояс Ипполиты
10. Коровы Гериона
11. Кербер
12. Яблоки Гесперид
Мифы о других героях: Персее, Орфее, Ясоне, Ахилле, Гекторе, Патрокле, Агамемноне, Одиссее - также популярны в Греции и во всем мире.
Греческая мифология оказала влияние на последующее развитие культуры других стран, мифы являются уже на протяжении многих столетий источником вдохновения поэтов и художников. На мифологические сюжеты написаны многие картины известных художников (Боттичелли «Рождение Венеры», Рембрандта «Даная» и др.)
Олимпийские игры
Олимпийские игры – важнейший фактор культурного развития Греции. Спортивные состязания, посвящённые Зевсу, происходили в Олимпии в Пелопоннесе с 776 г. до н. э. раз в 4 года.
Игры зародились в связи с духом состязательности. В Греции жили по принципу полиса. Полис – это горд-государство ( Коринф, Аргос, Спарта, Афины и др. ) Человека ценили не по его происхождению, а по его способностям. На первых олимпийских играх были следующие виды спорта: бег, состязания на колесницах, борьба. Бег был древнейшим видом спорта. Дорожка стадиона имела 192 метра в длину и была сделана из глины, посыпанной песком. Происходило три основных забега: стадий (одна длина беговой дорожки), диалос (две длины) и долихос (20 или 24 длины).
Игры продолжались пять дней. В год игр по Греции проходили гонцы, объявляя о дне начала игр и приглашая людей присутствовать. На это время прекращались все войны. В Олимпии для игр было построено несколько грандиозных сооружений. Женщины не участвовали в Олимпийских играх, они даже не могли появляться около Олимпии во время игр. Атлеты выступали обнаженными. Прекрасное обнаженное тело атлета стало одним из самых распространенных мотивов древнегреческого искусства.
Наградой победителю была оливковая ветвь. Атлет, трижды одержавший победу в играх, получал право на установку своей статуи с священной роще храма Зевса Олимпийского. Награды вручали на пятый день игр. Победитель у себя на родине получал денежные награды. К V в. до н.э. некоторые атлеты были профессионалами и зарабатывали себе на жизнь выступлениями за город-государство на различных играх. Город считал за честь покровительствовать выдающемуся атлету и в случае победы его щедро вознаграждал.
Древние Олимпийские игры закончились в 395 г. н.э., когда Олимпия была уничтожена двумя сильными землетрясениями. Долгое время игры не проводились. В 1896 г., в конце XIX в. , француз Пьер де Кубертэн возродил идею древних соревнований и организовал первые современные Олимпийские игры. В них включены многие виды древних состязаний. И в наше время к месту проведения Олимпийских игр огонь доставляют из Греции.
Истоки современного европейского театра прослеживаются в Древней Греции. Театр родился из сельских праздников в честь бога Диониса. Ежегодно к этому празднику поэты сочиняли песни, их исполняли танцоры и хор. Первоначально хоры выступали на рыночных площадях, но позднее для зрелищ был построен открытый театр на склоне Акрополя, неподалеку от храма Диониса. Затем театры стали строится по всей Греции. Большинство из них вмещало не менее 18 тыс. зрителей.
Занимал огромное место в жизни Древней Греции. Даже давали деньги малоимущим для посещения театра. Театр имел воспитывающие функции. Театр напоминал стадион, сиденья высекались прямо в скале. Круглая площадка в центре театра, где находились артисты, называлась орхестра. Все театральные роли в Греции играли мужчины. Первоначально спектакль представлял собой песни и танцы в исполнении хора. Позднее в действие был введен актер, который вел диалог с представителем хора. Затеи появились второй и третий актеры, они играли по нескольку ролей. Постепенно диалог между актерами стал наиболее важной частью драмы, а хор только комментировал события. Каждый актер надевал раскрашенную маску из холста. Маска подчеркивала возраст, пол и эмоциональное состояние персонажа. Актеры могли быстро сменить роль простой заменой маски. Маски хорошо были видны даже с самой дальней от сцены точки театра. У маски был большой открытый рот, который усиливал голос актера, как рупор. Счастливые персонажи одевались в яркие костюмы, а трагические в темные. Поскольку в театре было огромное количество мест и не все зрители хорошо видели происходящее на сцене, актерам приходилось прибегать к разным уловкам, чтобы казаться крупнее: под костюмы они приспосабливали накладки, надевали высокие парики и обувь (котурны) на толстой подошве. Все это делало их неуклюжими. Устраивались театрализованные представления во время празднования Великих Дионисий. Давали обязательно 3 трагедии и 1 комедию. Зрители должны были выбрать лучшую трагедию или комедию, артиста, постановку.
Известные древнегреческие драматурги:
Эсхил ( «Прикованный Прометей ) прославлял гражданские порывы.
Софокл (24 раза был победителем в состязаниях драматургов ) – трагедия «Антигона», где показана борьба человека против судьбы, бессилие человека.
Еврипид – «Медея» и «Федра», где отражена борьба рассудка и страстей
Аристофан – автор комедий «Осы» и «Облака».
Архитектура
Греки придавали мало значения архитектуре частных домов, которые обычно были простыми постройками из глины и кирпича. Но на общественные здания не жалели средств и труда. Самыми важными из них были храмы. Начиная с VII в. до н.э. храмы и другие общественные здания стали строить из камня. Перекрытия делали из дерева. Черепицу для крыши готовили из обожженной глины-терракоты. Каждый каменный блок соединялся с другим с помощью металлических скоб. Колонны сооружали из нескольких кусков камня. Их скрепляли вместе с помощью металлических стержней. Чтобы поднять каменные блоки, использовали веревки и шкивы. Затем с помощью рычагов их ставили на место.
Основой конструкции большинства греческих зданий были вертикальные колонны и горизонтальные перекрытия. Соотношение между колоннами и перекрытием, количество и высота колонн, расстояние между ними греческие зодчие тщательно рассчитывали, чтобы добиться идеальной гармонии. В VII в. до н.э. возникла система ордеров, т.е. особого соотношения несущих и несомых частей здания. По форме колонн, т.е. несущих частей здания, сложилось три стиля древнегреческой архитектуры: дорический, ионический, коринфский.
Для дорического стиля характерны мощные колонны, которые утолщались книзу. Они были украшены желобками – каннелюрами и не имели базы. Верхняя часть колонны (капитель) - простая, без украшений. Типичными образцами дорических построек архаической эпохи были храмы Аполлона в Коринфе и Посейдона в Пестуме.
Ионический стиль был популярен в греческих колониях в Малой Азии и на островах. Стиль более изысканный, чем дорический. Колонны ионического ордера были стройнее и тоньше, а капитель украшали завитками (форма рогов барана). Типичными образцами ионических построек архаической эпохи были Святилище Артемиды в городе Эфесе (Малая Азия), одно из семи чудес света, храм Геры на острове Самос (Малая Азия)
Немного позднее, в V в. до н.э., в Греции появляется коринфский ордер, пышный, зрелищный, со сложной капителью, похожей на цветочную корзину, украшенную листьями. Греки не часто делали коринфские колонны, но они стали очень популярны в Риме. Иногда в качестве колонны использовали вертикальную опору в виде мужской (атланты) или женской фигуры (кариатиды).
Наибольшего размаха монументальное строительство достигло в Афинах. Ярким памятником архитектуры в Афинах является Акрополь. (Частично сохранился до наших дней). Строился под общим руководством великого скульптора Фидия. Состоящий из нескольких храмов: Парфенона, Эрехтейона,
храма Ники. В акрополь вели ворота - Пропилеи.
Акрополь построен в честь победы греков над персами. Для него характерны величавость и гармоничность.
Главное сооружение - Парфенон. Он окружен 46 колоннами в дорическом и ионическом стилях. Внутри Парфенона сооружена статуя богини Афины ( 12 метров в высоту, сделана из слоновой кости и золота, автор Фидий ).
Эрехтейон построен в честь Афины и Посейдона. Он ассиметричен, вместо колонн – кариатиды ( женские статуи ).
Храм Ники маленький, с колоннами.
Скульптура
Скульптурами в Древней Греции украшали храмы богов и жилища людей, увековечивали память известных деятелей и отмечали могилы. Греческая скульптура лишь частично дошла до нас - в обломках и фрагментах. Например, остатки разрушенных статуй были найдены в Акрополе в Афинах, в руинах погребенного и разграбленного персами города. В наши дни несколько бесценных статуй , утерянных во время кораблекрушений, было найдено и поднято со дна моря. Большинство знаменитых статуй известно нам по римским копиям. Статуи изготавливали из дерева, камня, бронзы, керамики. В архаический период создавали статичные фигуры обнаженных мужчин (куросы) и задрапированных женщин (коры) с характерной, так называемой архаической улыбкой. В более позднее время в скульптуре преодолевается архаическая статичность. Скульпторы стали передавать движение человеческой фигуры. Греческие скульптуры знает весь мир. Многие скульптуры и до сегодняшнего дня остаются эталоном красоты.
Великий скульптор Древней Греции - Фидий. Его скульптура богини Афины-Промахос (Воительницы) высотой 21 метр, со шлемом на голове, копьем в руке и со щитом, украшала самое видное место в Акрополе. Гребень её шлема и конец копья были видны издалека, за несколько миль от города. Другую статую Афины Фидий изваял для Парфенона. А статуя сидящего Зевса в храме г. Олимпия (высота 17 м.), сделанная из слоновой кости и золота, стала одним из семи чудес света. Каждый грек стремился увидеть Зевса и поклониться ему. Но изображения богов у Фидия всё-таки неподвижны, статичны.
Первым, кому удалось оживить фигуру, считается скульптор Мирон. Именно он создал статую, оказавшую огромное влияние на дальнейшее развитие изобразительного искусства. Это знаменитый «Дискобол». (До нас дошли римские копии скульптуры). Перед нами метатель диска, который вот-вот бросит диск. Единственное, что не вяжется с напряжением в мускулах, откинутой рукой, готовностью тела выпрямиться после броска, - это абсолютно спокойное выражение лица.
Искусство другого великого ваятеля — Поликлета (V в. до н. э.), родом из Аргоса, представлено в основном в бронзе.
Поликлет в своих работах добился передачи равновесия человеческой фигуры, находящейся в покое или медленно идущей. Его фигуры опираются на одну ногу, а рука соответственно приподнимается. Образец такой фигуры — скульптура «Дорифор» изображающая юношу-копьеносца
(также сохранившаяся лишь в римской копии).
Поликлету в своих работах удалось передать гармоническое сочетание идеальной физической красоты и одухотворенности.
Именно Поликлет поставил перед собой задачу определить пропорции человеческого тела согласно со своим представлением об идеальной красоте. Вероятно, ему не давало покоя знаменитое выражение Пифагора: «Красота имеет математическое обоснование».
Вот некоторые результаты из наблюдений Поликлета: голова человека составляет 1/7 его роста; лицо и кисти рук — 1/10; ступня — 1/6 роста.
Однако уже современникам математически точно выверенные фигуры Поликлета казались «квадратными», то есть слишком массивными. То же впечатление производит и, безусловно, прекрасный, «Дорифор». Скульптуры Поликлета были выполнены в реалистической манере, но совершенно лишены эмоциональности.
Следующим мастером, прославившим скульптурное искусство Греции, является Пракситель (около 390-330 гг до н э ). Но до нас в оригинале дошла только группа «Гермес с Дионисом», остальные произведения известны по римским копиям. Свой любимый материал — паросский мрамор — Пракситель
обрабатывал виртуозно. Очевидцы утверждали, что мрамор просвечи-
вал на 3,5 см. Самая знаменитая работа Праксителя – «Афродита Книдская». Впервые ваятель позволил себе изобразить богиню обнаженной. Его моделью была знаменитая красавица, гетера Фрина, которую за красоту оправдали даже строгие афинские судьи, когда она была обвинена в кощунстве, и признали ее достойной всенародного поклонения. Пракситель любил эту прекрасную женщину, для него она была воплощением богини красоты Афродиты. Афродиту, богиню любви, называли Кипридой, потому что, по легенде, она родилась на острове Кипр. До нашего времени сохранилась только копия знаменитой скульптуры. Тем не менее она восхищает плавной и певучей нежностью линий, красотой женского тела.
Другой великий греческий скульптор Скопас продвинулся ешё дальше Праксителя. В стремлении передать в скульптуре не только человеческие эмоции, но и наделить её человеческими страстями. Его главный интерес показать людей или богов в момент наивысшего напряжения душевных сил, в момент потрясения. Скопас обнажил не тело, а душу человека. Он впервые в греческой скульптуре попытался выразить чувства через глаза человека. Взгляд статуй Мирона и Поликлета направлен перед собой. Статуи Праксителя отличаются мечтательностью. Скопас устремил взгляд своих героев кверху и добился потрясающего психологического эффекта. Примером может служить скульптура спутницы бога Диониса «Вакханка». Она вся в движении. Но самое главное, что заставляет почувствовать порыв опьяняющей страсти, это высоко запрокинутая голова, разметавшиеся волосы, вероятно, затуманенный взгляд, хотя зритель его не видит.
Вместе со Скопасом работал другой известный скульптор Леохар, который любил изображать богов и мифологических героев. Самое популярное его произведение - скульптура Аполлона, названного Бельведерским, т.к. она находится с XVI века в галерее Бельведер в Ватикане. В нем сочетаются энергия и легкость: шагая по земле, он вместе с тем парит в воздухе. Движение его не сосредоточено в одном направлении, оно лучами расходится в разные стороны.
Другой великий скульптор Лисипп, который стал придворным художником Александра Македонского. Он изображал тела людей с более легкими, удлиненными пропорциями. Известны его статуи «Апоксимеон», «Геракл», «Гермес», а также скульптурные портреты Сократа, А. Македонского.
Лисипп разработал новую систему изображения человеческого тела, которая в корне отличалась от канонической системы Поликлета.
Сравните статую атлета Апоксиомена, скребком очищающего тело от пыли арены, Лисиппа с Дорифором Поликлета. Для того, чтобы охватить взглядом все движения атлета Лисиппа, нужно обойти его вокруг. Действия поликлетовского «Дорифора» понятны сразу. «Апоксимеон» Лисиппа во всем индивидуален: в позе, в выражении лица, в действиях. Более того, кажется, что он сейчас изменит позу.
Шедеврами эллинистического искусства считаются два творения - «Ника Самофракийская» неизвестного автора и «Венера Милосская» скульптора Агесандра. Обе скульптуры подлинно греческие и находятся в Лувре.
Особое место в экспозиции Лувра занимает величаво строгая лестница Дарю, теперь перестроенная и освобожденная от пышных украшений. Если с подножья обратить взор к верхней площадке, перекрытой широким размахом могучей арки, перед глазами возникает ликующе грозный образ крылатой Ники Самофракийской. Сразу подпадаешь под обаяние господствующей над всем огромным архитектурным пространством статуи властно устремленной вперед крылатой девы.
Ника Самофракийская — один из самых знаменитых шедевров Лувра. Многочисленные куски статуи Ники были найдены французскими археологами на острове Самофракия в 1863 году. Их бережно собрали, но голову и руки так и не удалось обнаружить. Лишь в 1950 году был найден обломок некогда прекрасной и сильной кисти правой руки,которую многие исследователи считают принадлежащей Нике. Другие не соглашаются с ними. Но, несмотря на отсутствие рук и головы, выразительность форм человеческого тела такова, что сразу же прони-
каешься их пластической красотой, удивительным сочетанием силы и изящества, забываешь об отсутствующих частях.
Венера Милосская
Время создания скульптуры «Венера Милосская» - конец II века до н. э. Имя скульптора, сохранившееся на пьедестале, - Агесандр. Эта статуя была обнаружена в 1920 году на о. Милос. Охотников обладать этой статуей было так много, что в результате их бурных схваток Афродита лишилась рук. Ученые до сих пор спорят, как выглядела Афродита в неповрежденном виде. Предполагают, что в одной руке она держала яблоко, а в другой придерживала спадающие одежды. Голова ее немного наклонена вправо. Лицо ее выражает спокойствие, красота ее тела находится в гармонии с ее духовным совершенством. Афродита строга и сдержанна, у нее простая прическа с прямым пробором. Вероятно, она стояла на высоком постаменте и смотрела сверху вниз. Скульпторы не стали восстанавливать ей руки, чтобы не нарушить первозданность, иначе это бы была подделка. До сих пор Афродита или Венера по-римски является символом красоты и обаяния.
Ника Самофракийская
Эта статуя, как и Венера Милосская, находится в Лувре.
Статуя богини победы Ники была создана во 2 веке до н.э. на о. Самофракия. Автор неизвестен. Ее созданию способствовали жители о. Родос, желая поставить памятник в знак победы греков над флотом сирийского царя. Высеченная из мрамора, скульптура стояла на высокой отвесной скале над морем, а ее пьедестал изображал нос боевого корабля. В правой руке Ника держала трубу, звуками которой она возвещала победу, а могучие тяжелые крылья, распахнутые за ее спиной, создавали ощущение полета богини.
Ее прекрасное тело облекают намокшие одежды. Винтообразный поворот тела, применявшийся со времен Скопаса, как бы прорезает воздух, наполненный брызгами соленого моря. Могучие крылья Ники тяжело трепещут за спиной, каждое перо на них показано отдельно. Время лишило ее головы, рук, а люди - корабля и моря. В таком виде, т.е. без головы и рук, она была обнаружена французскими археологами в 60 гг. 19 века. Почему богиня с крыльями? Она спускается с небес на корабль и символизирует победу. Ее размах крыльев символизирует устремленность человека в будущее.
Философия
Философия — это понятие греческого происхождения. Перевести это слово можно как «любовь к мудрости». Мудрость — это поискстиы, познание мира и его законов, желание человека дойти до начала всех начал, понять и объяснить его.
Древнегреческие философы рассматривали человека в его гармоническом соединении с природой, не пытаясь их разделить. Философов интересовали взаимоотношения человека и общества, человека и человека и, самое удивительное, человека в самом человеке.
Древние греки считали философию матерью всех наук.
В лоне философии зародились такие науки, как этика, эстетика, языкознание, риторика, поэтика, музыкальная гармония и вообще вся область современного гуманитарного знания.
Трудно с определенностью сказать, были ли греческие ученые философами, или, наоборот, греческие философы были учеными, — отделить одну сферу деятельности в
одругой в те времена было совершенно-невозможно. Древнегреческая философия связана прежде всего с такими именами, как Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит.
Сократ был идеалистом. Он утверждал, что существуют абсолютные истины, абсолютные этические ценности, но ими владеет только бог.
Ему принадлежит фраза: «Отечество почетнее и матери, и отца, и всех предков! Цицерон называл Сократа отцом философии и родоначальником нравственной философии, т. к. Сократ сосредоточил главное внимание на выявлении сути нравственных понятий: мудрости, справедливости, мужества и достоинства. Он утверждал, что никто не зол по доброй воле, а лишь по незнанию. Знающий не может поступать дурно. Сократ считал центром мироздания душу человека. Эти взгляды явились причиной ареста философа. Он был обвинен в поклонении новым богам и в развращении молодежи. Он принял в тюрьме яд.
Учеником Сократа был Платон. Основные утверждения идеализма Платона стали основой христианской религии в будущем. С его учения начинается торжество идеализма. Платон утверждал, что если идеи - это только наши мысли, а не само бытие. Следовательно, они могут существовать лишь в нашем уме.
Платон открыл в Афинах собственную школу - академию (от имени греческого героя Академа. Школа просуществовала 900 лет. В школе преподавали риторику, логику, математику и философию.
Аристотель был учеником Платона, он сын придворного врача, был воспитателем Александра Македонского. Он не был согласен с философскими идеями своего учителя. Знаменитая его фраза «Платон мне друг, но истина дороже».В отличие от своего учителя, он был материалистом. Он утверждал, что в основе всех явлений лежит четыре начала бытия: форма, материя, причина, цель. Для объяснения конечных вещей главное значение имеет соотношение первых двух начал. Заложил начало логической науке. Основной его труд «наука о природе» В нем изложены основные принципы натурфилософии. Создал науку о человеческих чувствах и поведении, которая получила название Этика». Центральный принцип этики Аристотеля - разумное поведение, умеренность. Он является основателем школы Ликея по имени греческого героя Аполлона Ликейского.
Другим известным философом был Демокрит (V век до н.э.) Он считал, что все тела состоят из мельчайших частиц - атомов. Все атомы неизменны, неделимы, но атомы различных тел отличаются формой и размером. По мнению Демокрита, нет явлений без причины., все события обусловлены.Материя вечна, и её возникновение не нуждается в объяснении. Объяснять надо только изменения, а это возможно без применения веры в богов. Демокрит, таким образом, признавал объективный характер познания. В то время как другие философы (софисты) утверждали, что истин может быть столько же, сколько существует людей. Из софистов вышел и Сократ.
Вопросы для самоконтроля
1. Для какой цели был построен Акрополь в Афинах?
2. Как выглядел Парфенон?
3. По какому принципу была организована политическая система в Греции?
4. Как был устроен греческий театр?
5. Какие философы были популярны в Греции? Каковы характерные черты греческой классической философии?
6. Какие эпохи можно выделить в истории Древней Греции?
7. Каков был вклад греческих поэтов в мировую литературу?
8. Что такое система ордеров в архитектуре? В чем состояло значение изобретения ордерной системы для дальнейшего развития архитектуры?
9. В чем сходство и различие греческого театра и современного?
10.Сравните творчество греческих скульпторов Скопаса, Фидия и Поликлета.
11.В чем своеобразие жизненных культурных ценностей Древней Греции?
12.Какие подвиги совершил Геракл?
13. В чем заключается значение греческой культуры для мировой цивилизации?
14. В чем основной вопрос древнегреческой философии?
Почему греческая философия называлась натурфилософией»
Какие два направления и их представителей в древнегреческой философии вы знаете?
15. Названия каких учебных заведений в нашем городе связаны с именами греческих философов?
16. Назовите основные положения молекулярно-кинетической теории, начало которым положил Демокрит