Культура Древнего Рима
Культура Древнего Рима
План
1. Характерные особенности культуры Древнего Рима.
Римская ментальность
2. Достижения римлян в области архитектуры и строительства.
3. Памятники культуры
4. Возникновение христианства
Характерные особенности культуры Древнего Рима.
Римская ментальность
Под Древним Римом подразумевается не только город Рим, но и все завоеванные им страны и народы, входившие в состав колоссальной Римской державы, занимавшей все побережье Средиземного моря.
Античный Рим дал человечеству настоящую культурную среду: прекрасно распланированные для жизни города с мощеными дорогами, великолепными мостами, зданиями библиотек, архивов, святилищ, дворцов. Римляне впервые стали строить «типовые» города, прообразом которых явились римские военные лагеря. Городская планировка подчинялась строго продуманной схеме. Стили в архитектуре были те же, что и в Греции, но архитектурные сооружения строились более грандиозными. Впервые в Риме появились арки. В честь какого-то события или человека строились триумфальные арки. ( Например, знаменитая арка Тита, I в. н. э. )
Рим - это синоним доблести, славы, величия, богатства и высокой культуры. В Риме были другие жизненные ценности, чем в Греции. Если греки проявили себя в художественном творчестве, то римляне больше ценили практическую деятельность. Римляне были хорошими инженерами, строителями, администраторами, юристами, доблестными солдатами.
Начиная с III в. до н.э., особенно большое влияние на римскую религию начала оказывать греческая. Римские боги отождествляются с греческими: Юпитер — с Зевсом, Нептун — с Посейдоном, Плутон — с Аидом, Марс — с Аресом, Юнона — с Герой, Минерва — с Афиной, Церера — с Деметрой, Венера — с Афродитой, Вулкан — с Гефестом, Меркурий — с Гермесом, Диана — с Артемидой и т.д. Культ Аполлона был заимствован еще в V в. до н.э., аналога ему в римской религии не было. Одним из почитаемых божеств был Янус, изображавшийся с двумя лицами как божество входа и выхода, всякого начала.
Характерной чертой мышления римлян был практицизм, любовь к прикладным наукам. Так, например, высокого уровня достигла в Риме агрономия. В Риме появляются и руководства по риторике, где излагались основные правила ораторского искусства, особую роль в развитии которого сыграл Цицерон. Большое развитие получила юриспруденция — наука о праве. Первые исследования появились еще во II в. до н.э., а в I в. до н.э. уже существовала обширная юридическая литература.
Влияние греческой культуры сказалось в развитии римской философии — наиболее распространены были учения эпикурейцев, стоиков. Самостоятельные философские системы в Риме не были созданы.
Достижения римлян в области архитектуры и строительства
Римская архитектура испытала сильное влияние греческой. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, величие, подавляющие человека, для них характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий и сооружений для практических нужд.
Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы, в частности, широко применяли арки, своды и купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры. Во II — I вв. до н.э. начинают широко применять бетон, сводчатые конструкции. Появляются новые типы зданий, например,
базилики, где совершались торговые сделки и вершился суд, амфитеатры, где устраивались гладиаторские бои цирки, где происходили соревнования колесниц, термы — сложный комплекс банных помещений, библиотеки, места для игр, для прогулок, окруженные парком. Возникает новый тип монументального сооружения — триумфальная арка. Совершенствование техники арочного строительства способствует активному возведению акведуков, мостов.
Завоевание Греции и эллинистических государств сопровождалось грабежом городов. Наряду с рабами, разного рода материальными ценностями вывозились в Рим в огромном количестве греческие статуи и картины. Так, были перевезены в Рим произведения Скопаса, Праксителя, Лисиппа и других видных греческих мастеров. Несмотря на обилие подлинников, вывезенных из Греции, рождается большой спрос на копии с наиболее известных статуй. Большой приток греческих шедевров и массовое копирование тормозили расцвет собственно римской скульптуры. Только в области реалистического портрета римляне внесли свой вклад в развитие скульптуры, именно портретные статуи получают доминирующее значение, и именно в них проявилось своеобразие римского искусства. Римлянами были созданы тип статуи "тогатус", изображавший оратора в тоге, и бюсты, отличавшиеся суровой простотой и отточенной правдивостью образов. Во II — I вв. до н.э. были созданы такие превосходные работы, как "Брут", "Оратор", бюсты Цицерона и Цезаря.
К I - II вв. н.э. относится сооружение двух самых известных римских архитектурных памятников: Колизея, самого большого амфитеатра античного мира, и Пантеона, храма во имя всех богов. Стены, потолки и полы общественных зданий, а также дворцов императоров и богатых домов частных лиц украшались росписью или мозаикой. Прекрасные образцы римской живописи сохранились в Помпеях, Геркуламе и Стабии, засыпанных пеплом во время извержения Везувия в 79 г. н.э.
Памятники культуры
Колизей
В 70—80 гг. н. э был сооружен грандиозный амфитеатр Флавиев, получивший название Колизей (от лат. — «громадный»). Он был выстроен на месте разрушенного Золотого дома Нерона императором Веспасианом и принадлежал к новому архитектурному типу зданий. Для его возведения пришлось осушить озеро. Колизей был символом могущества империи. В Греции прежде были только театры, которые устраивали на естественных склонах холмов и акрополей.
Римский Колизей представлял собой огромную чашу со ступенчатыми рядами сидений, замкнутую снаружи кольцевой эллипсовидной стеной. В амфитеатрах давали разные представления, морские бои, сражения людей с экзотическими зверями, бои гладиаторов. В течение одного представления могли погибнуть до 5 тыс. пар гладиаторов и такое же количество зверей. Трагедии у римлян практически не ставили, и даже комедии не пользовались успехом . Как сообщает римский комедиограф Тит Марций Плавт, когда в театре давали его «Свекровь», неожиданно объявили о начале боев гладиаторов. Публика вскочила с мест и хлынула на более заманчивое зрелище.
Колизей — самый большой амфитеатр античной эпохи. Он вмещал около пятидесяти тысяч зрителей. Внутри шли четыре яруса сидений, которым снаружи соответствовали три яруса аркад: дорическая ионическая и коринфская. Четвертый ярус был глухим, с коринфскими пилястрами — плоскими выступами на стене. В солнечные дни над Колизеем натягивали огромный парусиновый навес — велум, или веларий. Места нижнего яруса предназначались для императора, его окружения, сенаторов. Во втором и третьем ярусах находились римские граждане, в четвертом - все остальные. Размещение людей по социальному признаку характерно для Рима, чего не было в Греции.
Построен Колизей из туфа, для сводов и стен использовались кирпич и бетон. Система галерей и множество арок помогали быстрому заполнению здания зрителями. В глубоких подвалах Колизея были помещения для гладиаторов, клетки для зверей.
Длина Колизея по окружности - свыше 520 м, высота - 48,5 м.
Форум - центр политической жизни, он был разрушен, превратился в карьер для добычи мрамора.
Святилище Фортуны - это грандиозное здание, символизирующее власть и величие Римской империи.
Термы ( бани ) имели огромную популярность, предназначались не только для купания, но и для отдыха. Имелись библиотеки, залы для занятий музыкой, подведены все коммуникации. Внутри множество колонн, статуй
Пантеон - храм всех богов- стоит и в наши дни в центре Рима. Это единственный памятник, не перестроенный и не разрушенный в Средневековье. Это сооружение представляет собой ротонду с куполом ( 43 м в диаметре ) , который опирается на толстые стены ( 6 м ), в куполе окно («Око Пантеона», 9 м. в диаметре ). Вход в ротонду через портик с колоннами.
В конце II в. н.э. в Римской империи начинается кризис, который в III в. охватывает все государство и носит всеобъемлющий характер. Его наиболее ярким проявлением были частая смена императоров, отпадение провинций, появление в различных частях империи самостоятельных правителей. Характерные признаки кризиса античной культуры — низкий уровень грамотности, огрубление нравов, пессимизм, широкое распространение христианства. С III в. античное направление в архитектуре не создает уже ничего нового, совершенная портретная скульптура сменяется более грубой, падает техническое мастерство.
IV — V вв. н.э. — период поздней империи, в это время изменяется форма римского государства, принципат уступает место доминату — неограниченной монархии восточного типа, лишенной всяких республиканских примет. С установлением домината ситуация в империи несколько нормализуется, однако центробежные силы продолжают действовать, и в 395 г. империя окончательно распадается на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе.
Возникновение христианства
История культуры позднего античного периода проходит в борьбе разлагающейся античной традиции с новыми, христианскими, принципами.
Христианство возникает на основе распространенной в восточных провинциях Римской империи идеи ожидания мессии — спасителя. В своем дальнейшем развитии оно воспринимает элементы восточных религий и культов, эллинистической философии и социальных утопий. В центре христианской системы находилось убеждение, что в лице Иисуса Христа Сын Божий воплотился в человеке. Образ мессии — Христа первоначально упоминался в самой общей форме и лишь несколько позже, в конце I и в первой половине П в. н.э. появились жизнеописания основоположника новой религии. В этот первый период своего существования христианство вызывало лишь подозрение и неприязненное отношение со стороны имперских властей, в середине III в. оно было запрещено, начались преследования христиан по всей Римской империи. Однако уже в первой половине IV в. христианство превращается в государственную религию, а во второй половине того же века начинается разгром языческих храмов, запрещаются Олимпийские игры. Вообще следует отметить, что торжество христианской церкви сопровождалось гибелью многих памятников античной культуры. В IV в. н.э. начинают строить христианские храмы — базилики.
Восточная Римская империя существовала до 1453 г. как Византийская империя, культура которой стала продолжением греческой, но в христианском варианте. Западная Римская империя прекратила свое существование в 476 г., когда был низложен последний император. Этот год традиционно считается концом Древнего мира, античности, началом Средневековья. На развалинах Западноримской империи возникают так называемые варварские королевства, население которых было в той или иной степени приобщено к греко-римской культуре, оказавшей большое влияние на развитие этих государств.
Вопросы для самоконтроля
1. Для какой цели был построен Колизей?
Чем покоряет этот памятник архитектуры даже жителей XXI века?
2. Чем отличаются жизненные ценности Древней Греции от Античного Рима?
3. Назовите основные памятники архитектуры Античного Рима. Дайте более подробную характеристику одного из них.
4. Какое влияние оказала культура Древней Греции на римскую культуру?
5. Почему произошло падение Римской империи, а вместе с ней и культуры Древнего Рима?
6. Как возникло христианство в Римской империи?